В стандартную библиотеку C++ входит немало основных структур данных. Среди которых вы найдете списки, стеки, очереди, множества и другие. Но чтобы эффективно пользоваться ими, вы должны хорошо представлять особенности их работы. Речь пойдет об одной из базовых структур: односвязном списке.
Чтобы понять, как строится односвязный список, представьте себе цепь. У цепи есть начало и конец, а также звенья, которые последовательно соединяются друг с другом. Вы легко можете пройти от начала цепи до ее конца, переходя последовательно от одного звена к другому:
Именно так и работают односвязные списки. Начало списка называют головным элементом, а звенья - узлами. Конец списка определяется с помощью специального узла (NULL
). При этом на каждый узел "вешают" значение, чтобы структура была полезной:
Преимущество односвязных списков заключается в том, что вставка и удаление узлов относительно легко осуществляется в любом месте списка. Однако структура списка ограничивает доступ к его узлам по индексу. Список нельзя индексировать, как массив. Чтобы попасть на некоторый узел односвязного списка, необходимо последовательно пройти весь путь от головного элемента до нужного узла.
Односвязный список предназначен для хранения упорядоченного набора однотипных элементов. Чтобы не определять для каждого типа данных свой список, определим шаблонный класс:
template< typename T >
class List {
private:
// Объявление структуры узла для использования в классе Iterator
struct Node;
public:
// Класс итератора односвязного списка
class Iterator {
// Пока что опускаем
…
};
public:
List();
~List();
// Добавление узла в список
void append( const T& t );
// Удаление последнего добавленного узла из списка
void remove();
// Получить головной элемент списка
T head() const;
// Получить итератор на начало списка
Iterator begin() const;
// Получить итератор на конец списка
Iterator end() const;
// Получить размер списка
size_t size() const;
private:
// Структура узла односвязного списка
struct Node {
Node() : m_next( NULL ) { }
Node( const T& t ) : m_t( t ), m_next( NULL ) { }
// Значение узла
T m_t;
// Указатель на следующий узел
Node* m_next;
};
// Голова односвязного списка
Node* m_head;
};
Наш класс односвязного списка будет поддерживать добавление узла в его начало, удаление последнего добавленного узла и получение значения головного элемента. Кроме того, мы реализуем обход списка с помощью итераторов, а также добавим функцию-член для расчета длины списка.
Узел определяется с помощью структуры Node
, которая содержит два поля: m_t
- значение, привязанное к узлу, и m_next
- указатель на следующий узел.
Изначально список пуст, поэтому головной элемент указывает на NULL
:
template< typename T >
List< T >::List() : m_head( NULL ) {
}
Добавление узла в односвязный список осуществляется в самое начало. Добавленный узел сам станет новым головным элементом списка:
template< typename T >
void List< T >::append( const T &t ) {
// Создаем новый узел для значения
// Не забудем проверить, что память удалось выделить
if( Node* node = new Node( t ) ) {
// Новый узел привязывается к старому головному элементу
node->m_next = m_head;
// Новый узел сам становится головным элементом
m_head = node;
}
}
При удалении узла из односвязного списка усекается его головной элемент. Если в списке еще остаются узлы, то новым головным элементом становится узел, следующий за головным элементом, иначе остается NULL
:
template< typename T >
void List< T >::remove() {
if( m_head ) { // Если список не пуст:
// Сохраняем указатель на второй узел, который станет новым головным элементом
Node* newHead = m_head->m_next;
// Освобождаем память, выделенную для удаляемого головного элемента
delete m_head;
// Назначаем новый головной элемент
m_head = newHead;
} // Иначе могли бы возбудить исключение
}
Список является динамической структурой. При добавлении новых узлов выделяется память из кучи, которую нужно освободить, чтобы не создавать утечек памяти. Имея функцию удаления элементов, реализовать деструктор односвязного списка совсем не сложно:
template< typename T >
List< T >::~List() {
while( m_head ) {
remove();
}
}
Функциональность для добавления/удаления узлов в список лучше не смешивать с задачей его обхода. Для этого существуют итераторы. Создадим итератор односвязного списка в стиле C++. Вернемся к его определению, которое ранее пропустили:
class Iterator {
public:
Iterator( Node* node ) : m_node( node ) { }
// Проверка на равенство
bool operator==( const Iterator& other ) const {
if( this == &other ) {
return true;
}
return m_node == other.m_node;
}
// Проверка на неравенство
bool operator!=( const Iterator& other ) const {
return !operator==( other );
}
// Получение значения текущего узла
T operator*() const {
if( m_node ) {
return m_node->m_t;
} // Иначе достигнут конец списка. Уместно возбудить исключение
return T();
}
// Переход к следующему узлу
void operator++() {
if( m_node ) {
m_node = m_node->m_next;
} // Иначе достигнут конец списка. Уместно возбудить исключение
}
private:
Node* m_node;
};
В качестве итераторов для начала и конца списка вернем следующее:
template< typename T >
typename List< T >::Iterator List< T >::begin() const {
// Итератор пойдет от головного элемента…
return Iterator( m_head );
}
template< typename T >
typename List< T >::Iterator List< T >::end() const {
// … и до упора, т.е. NULL
return Iterator( NULL );
}
Теперь список легко можно обойти от начала до конца. Но не забудем про функцию для вычисления его длины. Воспользуемся механизмом итераторов, чтобы упростить задачу:
template< typename T >
size_t List< T >::size() const {
size_t s = 0;
for( Iterator it = begin(); it != end(); ++it ) {
++s;
}
/*
Но можно и без итераторов
for( Node* n = m_head; n != NULL; n = n->m_next ) {
++s;
}
*/
return s;
}
Учитывайте, что рассмотренный пример является лишь краткой демонстрацией принципов работы с односвязным списком в C++. В реальных программах практически всегда лучше использовать стандартную библиотечную реализацию списка и любой другой структуры данных. Тогда вам не только потребуется делать меньше работы, но вы получите в распоряжение хорошо отлаженную и оптимизированную версию, которой сможете смело пользоваться.
Anonymous:
почему все комментарии удалены?
Спамеры. Надо будет почистить
Забыли реализовать head)
Anonymous:
Забыли реализовать head)
И правда. Однако реализация тривиальна, поэтому будем считать, что оставлено в качестве упражнения :)
Anonymous
почему все комментарии удалены?