IT Notes

OpenCV: Поиск фиксированных объектов с помощью SURF и FLANN

Мы уже немного успели поработать с OpenCV. В этот раз займемся установкой дополнительных компонентов и разработаем простое приложение, которое использует некоторые из них. С его помощью мы сможем находить фиксированные объекты на изображениях, используя алгоритмы SURF и FLANN:

opencv-surf-demo-project

Установка дополнительных компонентов OpenCV

Для работы с некоторыми расширенными возможностями OpenCV 3.0+ требуется установка дополнительных компонентов из репозитория opencv_contrib. Если они вам потребовались, то проще всего воспользоваться рекомендуемым методом и пересобрать OpenCV целиком.

Мы уже рассматривали процесс сборки OpenCV для Linux и Windows. Чтобы установить дополнительные компоненты, сначала необходимо клонировать Git-репозиторий opencv_contrib себе на диск. Например, я клонировал его по соседству с клоном репозитория opencv.

Далее сборка "чистого" OpenCV от "расширенного" отличается лишь на Шаге 2 (см. статьи по сборке OpenCV под Linux и Windows). К команде cmake мы добавляем дополнительный параметр:

-D OPENCV_EXTRA_MODULES_PATH=<путь_к_opencv_contrib>/modules

Например, если вы следовали моим рекомендациям относительно структуры каталогов, то параметр может выглядеть следующим образом:

-D OPENCV_EXTRA_MODULES_PATH=../../opencv_contrib/modules

OpenCV: Пример использования SURF и FLANN

В широком смысле с помощью SURF и FLANN мы можем решить задачу поиска фиксированного изображения (сохраняющего форму и все свои внешние признаки, но не обязательно угол поворота), которое назовем объектом, на другом изображении (назовем сценой). И приложение, которое мы сейчас создадим, потенциально позволит решать ее именно в таком виде, но с некоторыми оговорками, которые зависят от множества факторов. Однако мы не станем вдаваться в теоретические подробности, а просто воспользуемся технологией.

object

Для тестирования приложения в качестве объекта я использовал изображение дорожного знака STOP, хотя вы вполне можете попробовать любые другие объекты.

А в качестве сцены удобно использовать изображение с несколькими дорожными знаками. Ведь нам важно, чтобы искомый объект не просто находился там, где он есть, но и не был обнаружен там, где его никогда не было.

traffic-signs-thumbnail

За основу возьмем пример из официальной документации OpenCV. Но сначала подготовим pro-файл. Основная часть, которая нас интересует:

win32 {
    INCLUDEPATH += C:/OpenCV/include/
    LIBS += -LC:/OpenCV/x86/mingw/bin/
    OPENCV_VER = 320
}

linux-g++ {
    INCLUDEPATH += $$(HOME)/OpenCV/include/
    LIBS += -L$$(HOME)/OpenCV/lib/
}

LIBS += -lopencv_core$${OPENCV_VER} \
        -lopencv_imgproc$${OPENCV_VER} \
        -lopencv_imgcodecs$${OPENCV_VER} \
        -lopencv_highgui$${OPENCV_VER} \
        -lopencv_flann$${OPENCV_VER} \
        -lopencv_calib3d$${OPENCV_VER} \
        -lopencv_features2d$${OPENCV_VER} \
        -lopencv_xfeatures2d$${OPENCV_VER}

Здесь мы подключаем все необходимые зависимости от OpenCV. Обратите внимание, что вам может потребоваться немного поменять пути к директориям OpenCV, если они у вас отличаются.

Реализация в файле main.cpp:

#include <QApplication>
#include <QFileDialog>

#include <opencv2/core.hpp>
#include <opencv2/highgui.hpp>
#include <opencv2/imgproc.hpp>
#include <opencv2/calib3d.hpp>
#include <opencv2/xfeatures2d.hpp>

using namespace cv;

int main( int argc, char** argv ) {
    QApplication app( argc, argv );

    static const QString IMAGE_FILES_TMPL = "Images (*.png *.jpg *.jpeg)";

    QString objFileName = QFileDialog::getOpenFileName( 0, "Object image", ".", IMAGE_FILES_TMPL );
    if( objFileName.isEmpty() ) {
        return -1;
    }

    QString sceneFileName = QFileDialog::getOpenFileName( 0, "Scene image", ".", IMAGE_FILES_TMPL );
    if( sceneFileName.isEmpty() ) {
        return -2;
    }

    Mat objImage = imread( objFileName.toStdString(), CV_LOAD_IMAGE_GRAYSCALE );
    Mat sceneImage = imread( sceneFileName.toStdString(), CV_LOAD_IMAGE_GRAYSCALE );

    if( !objImage.data || !sceneImage.data ) {
        return -3;
    }

    // Шаг 1: Найдем ключевые точки с помощью SURF-детектора
    static const int MIN_HESSIAN = 800;

    Ptr< xfeatures2d::SurfFeatureDetector > detector = xfeatures2d::SURF::create( MIN_HESSIAN );

    std::vector< KeyPoint > objKeypoints, sceneKeypoints;

    detector->detect( objImage, objKeypoints );
    detector->detect( sceneImage, sceneKeypoints );

    // Шаг 2: Высчитаем описатели или дескрипторы (векторы характерстик)
    Ptr< xfeatures2d::SurfDescriptorExtractor > extractor = xfeatures2d::SurfDescriptorExtractor::create();

    Mat objDescriptors, sceneDescriptors;

    extractor->compute( objImage, objKeypoints, objDescriptors );
    extractor->compute( sceneImage, sceneKeypoints, sceneDescriptors );

    // Шаг 3: Сопоставим векторы дескрипторов с помощью FLANN
    FlannBasedMatcher matcher;
    std::vector< DMatch > matches;
    matcher.match( objDescriptors, sceneDescriptors, matches );

    double max_dist = 0;
    double min_dist = 100;

    // Найдем максимальное и минимальное расстояние между ключевыми точками
    for( int i = 0; i < objDescriptors.rows; i++ ) {
        double dist = matches[i].distance;
        if( dist < min_dist ) {
            min_dist = dist;
        }
        if( dist > max_dist ) {
            max_dist = dist;
        }
    }

    // Нарисуем только "хорошие" совпадения (т.е. те, для которых расстояние меньше, чем 3*min_dist)
    std::vector< DMatch > goodMatches;

    for( int i = 0; i < objDescriptors.rows; i++ ) {
        if( matches[ i ].distance < 3 * min_dist ) {
            goodMatches.push_back( matches[ i ] );
        }
    }

    Mat imgMatches;
    drawMatches( objImage, objKeypoints, sceneImage, sceneKeypoints,
                 goodMatches, imgMatches, Scalar::all( -1 ), Scalar::all( -1 ),
                 std::vector< char >(), DrawMatchesFlags::NOT_DRAW_SINGLE_POINTS );

    // Найдем объект на сцене
    std::vector< Point2f > obj;
    std::vector< Point2f > scene;

    for( size_t i = 0; i < goodMatches.size(); i++ ) {
        // Отбираем ключевые точки из хороших совпадений
        obj.push_back( objKeypoints[ goodMatches[ i ].queryIdx ].pt );
        scene.push_back( sceneKeypoints[ goodMatches[ i ].trainIdx ].pt );
    }

    Mat H = findHomography( obj, scene, CV_RANSAC );

    // Занесем в вектор углы искомого объекта
    std::vector< Point2f > objCorners( 4 );
    objCorners[ 0 ] = cvPoint( 0, 0 );
    objCorners[ 1 ] = cvPoint( objImage.cols, 0 );
    objCorners[ 2 ] = cvPoint( objImage.cols, objImage.rows );
    objCorners[ 3 ] = cvPoint( 0, objImage.rows );

    std::vector< Point2f > sceneCorners( 4 );
    perspectiveTransform( objCorners, sceneCorners, H );

    // Нарисуем линии между углами (отображение искоромого объекта на сцене)
    line( imgMatches, sceneCorners[ 0 ] + Point2f( objImage.cols, 0 ), sceneCorners[ 1 ] + Point2f( objImage.cols, 0 ), Scalar( 0, 255, 0 ), 4 );
    line( imgMatches, sceneCorners[ 1 ] + Point2f( objImage.cols, 0 ), sceneCorners[ 2 ] + Point2f( objImage.cols, 0 ), Scalar( 0, 255, 0 ), 4 );
    line( imgMatches, sceneCorners[ 2 ] + Point2f( objImage.cols, 0 ), sceneCorners[ 3 ] + Point2f( objImage.cols, 0 ), Scalar( 0, 255, 0 ), 4 );
    line( imgMatches, sceneCorners[ 3 ] + Point2f( objImage.cols, 0 ), sceneCorners[ 0 ] + Point2f( objImage.cols, 0 ), Scalar( 0, 255, 0 ), 4 );

    // Покажем найденные совпадения
    imshow( "Good Matches & Object detection", imgMatches );

    waitKey( 0 );

    return 0;
}

В целом код не должен вызывать сложностей и местами дополнен комментариями, но еще раз кратко пройдемся по основным шагам:

  1. Запрашиваем пути к двум изображениям: объекту и сцене;
  2. Находим ключевые точки на обоих изображениях с помощью SURF;
  3. Высчитываем дескрипторы для объекта и сцены;
  4. Сопоставляем дескрипторы с помощью алгоритма FLANN для поиска соответствий;
  5. Отбираем только "хорошие", т.е. близкие совпадения;
  6. Находим искомый объект на сцене, выполняя преобразование координат с учетом возможных трехмерных поворотов изображения (но не деформаций);
  7. Рисуем соответствия и найденные границы изображения;
  8. Выводим результаты на экран.

В результате получаем:

opencv-surf-traffic-signs-thumbnail

Исходники

 Скачать пример использования модулей OpenCV - SURF и FLANN

Понравилась статья?
Не забудь поделиться ей с друзьями!

Похожие публикации

Комментарии

Доброго времени суток!

Есть предложение рассмотреть цветовую модель HSV. Точнее, ее применимость к распознаванию объектов по цвету с использованием библиотеки OpenCV. Особенно интересует распознавание оттенков цвета в каком-то диапазоне. Допустим "красного платья целиком". Глаз то распознает уверенно, а вот камера даст массив точек разного оттенка.

Здравствуйте. Спасибо за комментарий.

Очень интересная тема для новой статьи. В ближайшее время займусь подготовкой материала.

Добрый день!

Ваш материал, просто замечательный. У меня на Mac нет такой библиотеки xfeatures2d. Когда я устанавливаю opencv_contrib/modules, то после сборки не нахожу xfeatures2d. Может он только под Linux и Windows? Спасибо за помощь.

Anonymous:

Добрый день!

Ваш материал, просто замечательный. У меня на Mac нет такой библиотеки xfeatures2d. Когда я устанавливаю opencv_contrib/modules, то после сборки не нахожу xfeatures2d. Может он только под Linux и Windows? Спасибо за помощь.

Здравствуйте. Спасибо за комментарий! К сожалению, у меня нет возможности проверить сборку под Mac.

А как Вы выполняете установку? В гит-репозитории проекта модули доступны, и в теории должны работать под любой ОС.

Я вижу что модули есть, а при установке отдельные не устанавливаются.

По идее, особых отличий под Mac быть не должно, но, как уже говорил, у меня под рукой его нет, поэтому сам проверить не могу.

RSS RSS-рассылка

Популярное

Дешевый хостинг